Драма, США, 2006 11 сентября 2001 года, Нью-Йорк. Два полицейских оказались под обломками Всемирного торгового центра. Путем нечеловеческих усилий, они пытаются выжить. В ролях: Николас Кейдж. Режиссер: Оливер Стоун (Александр).
Рецензия
Ровно пять лет назад нация, что была непоколебима и сильна духом, как от удара Тайсона не в бровь, а в глаз – пошатнулась. Трещину дала и сама вера в то, что в прошлом сильная духом сверхдержава вообще сильна и может являться неприступным бастионом на путях террористических захватчиков мирного правопорядка. По всем телеканалам от Урюпинска до Токио каждые две минуты показывали хроники падения двух самолётов, что проделали не малую дыру в ВТЦ Нью-Йорка. Тогда все отлично понимали, что это станет серьёзным надломом для Американцев и боль от утраты сотен граждан ещё не скоро сможет пройти. Кровь застлала всю Америку. Враг был невидим, и все стали бояться…
Бояться стали всего и вся. От показа на экранах башен, до фильмов про террористов в духе «Заложника». Для жителей Нью-Йорка ни в коей мере нельзя было оголять нерв того чёрного дня. Время лечит, стало, наверно, привычной поговоркой для всех граждан USA и это же время дало отличную возможность режиссёрам подготовиться, дабы ровно 5 лет спустя выпустить две ленты на одну и туже тему: «Рейс 93» и «Башни - близнецы». Картины, прямо скажем, разные. Картины сложные, снятые абсолютно в разной манере и разного калибра режиссёрами. Мы пока остановимся на второй ленте.
На прошедшей недавно премьере в Москве «Башен – близнецов», которую почтил своим присутствием сам мэтр драматического жанра - Оливер Стоун было по-настоящему мрачно и напряжённо. Минутой молчания зал почтил память всех погибших 11 сентября. Свет в кинозале погас и взоры простых зрителей, ровно, как и московской критики пали на экран.
Немного о сюжете фильма: двое нью-йоркских полицейских Джон МакЛаклин (Кейдж) и Уилл Химено (Майкл Пена) и ещё парочка дежурных участковых отправляются неспешным шагом вытаскивать из завалов простых граждан и работников ВТЦ. Бредя по одному из этажей, они оказываются в центре обрушения высотки. Их семьи не находят себе места, а остальные граждане свободолюбивой Америки пребывают в панике. Всё внимание устремляется на МакЛаклина и Химено. Зритель просто обязан сопереживать. Начинаем теребить платочки.
Не знаю как остальные, но я ждал от Стоуна чего-то похожего. Правда, были ещё ожидания увидеть, словно коршуна в небе - самолёт (а не его тень, как это было показано ещё в ролике). Но, видимо, боязнь оголить тот самый нерв, о котором я писал выше, побудила Стоуна не показывать настоящего столкновения главного террористического орудия с башней. Такого, которое было показано ещё в документальных ТВ – хрониках, если вы помните. Американская публика могла бы воспринять этот шаг шквалом негативных эмоций, да и «сыпать соль на раны» было абсолютно ни к чему. Поэтому, видимо, и было решено свести весь сюжет к спасению малознакомых друг - другу полицейских (ныне героев) в одном месте, под одним обрушившимся гармошкой зданием. Дабы показать этой «real story» истинные ценности каждого добропорядочного американца, веру во спасение, борьбу за жизнь, как минимум.
Но эффект был бы куда сильнее, если бы какая-то часть экранного времени была отведана под знакомство зрителя с теми, кто окажется в итоге под завалами. Получается, что зритель фактически не успевает проникнуться сопереживанием к МакЛаклину и Химено. Сопереживать предлагается уже в процессе натужных разговоров одного и второго уцелевшего: о семье, о нереализованных планах, о желании жить и творить, о любви к своим чадам, которых как водится много и все как один трут носики, рыдают и ждут своих пап. А мамы?! Мамы тоже рыдают, мамы не находят себе места, предаются воспоминаниям и жалеют, что не сказали прощальных, тёплых слов своим мужьям. Слеза (да и не одна) выпрыгивает из зрительских глазниц как нарочно, под воздействием старательно отработанных приёмов съёмки и музыки. Бойцы, правда, если верить своим глазам попали под завал по своей вине (в отличие от реальных героев). Идиотский операторский ход с нарочито замедленным действием призывает проникнуться ситуацией обрушения здания, когда показанный крупным планом усатый Кейдж вовсю глотку орёт – «быстрее к выходу», зритель опять же веря своим глазам, вопиёт совсем другое: «какого хрена вы плелись как черепахи?».
И зрителя понять тут можно и оператора, который хотел нагнать своего шороху на аудиторию. К слову, получилось. Но совсем не по причине какой-нибудь там диковинной атмосферы картины, или ощущения сильного сопереживания героям. Не по этому. Автор «Каждого воскресения», «Прирождённых убийц» и «JFK» не мог снять слабую драму. Потому как материал сильный, музыка проникновенная, Кейдж опять же в наличии, хоть и не хватает ему в напарниках как минимум Хоакина, для пущего порядку в роли там, к примеру, храброго пожарника (привет «Команде 49»). Короче говоря, вполне себя реабилитация крепкого ремесленника Стоуна после «балагурно – гей – эпического эпика» «Александр». Можно даже немного поаплодировать, но только самую малость. Кино ведь получилось излишне сентиментальное, как и сам старик Стоун.